Ни одни современные строительные работы не обходятся без использования такого материала как бетон, в том числе и армированный. По своим свойствам бетон не достаточно устойчив к нагрузкам, связанным с растяжением и изгибанием, поэтому применение его в чистом виде имеет специфическую направленность.
В целях увеличения его сопротивляемости и стойкости к различным воздействиям используется арматурный каркас, в этом случае получается железобетонная конструкция высокой надежности, позволяющая противостоять к возможным нагрузкам на протяжении всех сроков эксплуатации возводимого объекта. Рассмотрим, как достигается армирование бетона.
Разделение используемой арматуры по видам
В зависимости от местоположения в каркасной основе и цели исполнения можно выделить два основных вида:
• Рабочая — обеспечивающая противостояние основным нагрузкам;
• Монтажная — для соблюдения проектной целостности конструкции, равномерного распределения усилия и неучтенных нагрузок по рабочей плоскости.
Схема расположения, характеристики арматуры подбираются в каждом случае отдельно в зависимости от предъявляемых требований к изделию в целом.
Арматура из стали
Материалом для арматуры служит сталь в простом, либо специальном варианте изготовления, обладающая свойствами повышенной стойкости к коррозии и прочностью. Для увеличения связуемости с бетонной массой, используется сталь с круглым и квадратным вариантами сечения, с рифленой и гладкой поверхностью, имеющей специальные ребра или насечки.
В зависимости от места применения в конструкции стальная арматуры разделяется по классам прочности от А1 до Ф6 — относятся к монтажному виду, сталь иного типа классификации такая как Ф240,300,400,600,800 и 1000 входит в рабочий вид. Наибольшее распространение при строительстве жилья, не требующих особенных условий, получил класс от А1-А3.
А3-А6 относится к классу арматуры с высокой прочностью и себестоимостью, в основном применяют в строительстве объектов промышленного и специального назначения. Соединение связующих стержней в каркасе проводится путем проволочного скрепления комплектующих или с помощью сварных работ. Сварка имеет свой недостаток, выраженный в подверженности швов воздействию коррозии, и этот вид крепления используется реже проволочного.
Возможность замены стали
Композитная арматура с полимерной пропиткой, произведенная из волокон стекла, базальта или углерода начинает приобретать все большую популярность использования в изделиях такого вида. По своему составу такой материал обладает приближенным к бетону коэффициентом теплового расширения и прочностью.
Электро- и тепло- проводимость относительно невысокая, по массе значительно легче стали и антикоррозийные. К недостатком композитного материала можно отнести малую, по сравнению со стальной, жесткость, а так же хрупкость и непластичность.
По своим свойствам материал хоть и не подвержен возгоранию, при этом не обладает устойчивостью к нагреванию и теряет свои качества при температурном режиме свыше 150 для стеклопластика и 300 для базальтовой арматуры. Это не критично в условиях применения для обычных строений, где не существует таких температурных режимов, но при пожарах ведет к потере прочности и, как следствие, разрушение бетонных конструкций с тяжелыми результатами.
Можно сделать заключение, что время выступить композитной арматуре как полноценной замене применения стали во всех областях строительства — пока еще не наступило и нельзя утверждать, что оно, придет.